Оказывается, могут спросить: "О чем ваш роман?". Мало того, что знакомые могут, бог бы с ними, им можно начать плести неуверенное нечто в виде "Ну, знаешь, пятеро подростков... Ээээээ... Управляют государством", хотя первое впечатление мы с вами проиграем.
Но беда в том, что может спросить редактор! Может спросить издатель!
А у некоторых прямо в пакете требований лежит вот это самое-то. Про идею.
В общем, идея романа – это лозунг. Это одно предложение, можно распространенное, которое произносишь – и сам преисполняешься. Это самая соль и самая изюминка. Это – ОНО. Зачем мы взяли и написали 14 (15, 16, 11 авторских листов).
И вычленить ее – труднее, чем написать синопсис или состряпать аннотацию.
С этим надо попрактиковаться.
Пока в результате вы не научитесь вспрыгивать на сияющего коня и бодро, без запинки отвечать: "Идея моего романа в том, что любовь и чувство долга могут сделать героем даже самого законченного эгоиста".
А после этого уже мямлить что угодно про подростков и управление государством. Потому что первое впечатление будет за вами.
Кстати, идея тоже должна соответствовать тексту. На всякий случай напоминаю.