Привожу пример. Общаюсь я, скажем, с человеком с высшим психологическим образованием и упоминаю, что у меня изменилось отношение, скажем, к моей подруге.
Ну, ты же понимаешь, говорит мне этот человек. Отношение изменилось не к подруге, а к образу подруги в твоей голове.
Не знаю, имеет ли смысл пояснять тут что-то еще. Мне кажется, почти все сталкивались с этой точкой зрения (а кто-то – вообще ее апологет): субъективно абсолютно все. Поменялась не ситуация. Поменялось твое отношение к ней.
И вот я о чем хочу тут поговорить, за что зацепиться. Черт его знает, может, точка зрения и правильная. Имхо, конечно, нет. Потому что многие из тех, с кем я общалась на тему, доводят ее до абсурда абсурдов, от которого полмиллиметра до солипсизма и "я закрыл глаза, а мир-то, батюшки, перестал существовать". Но давайте оставим волкам волково, кесарям кесарево, а философам философово.)
Я же про то, что эта точка зрения среди людей, с которыми я общаюсь, стала общим местом.
И про то, что с помощью нее ой как легко и пригоже манипулировать.
Очень удобно, в самом деле.
Манипулятор в своей манипуляции отрицает то, что любое субъективное мнение строится на каких-то объективных вещах. И тот факт, что мое отношение к другу поменялось на основании того, что он – объективно – меня обижал и вел себя не по-дружески, это какбе не считается. Потому что это все – правильно, картинка в моей голове. *на фоне трагически играют Cranberries*
Следим за руками.
– Сашо! – говорит мне как-то друг. – Но почему, Сашо! Что случилось?
– Так и так, Петя. Прости, наша встреча была ошибкой.
– Но ты же понимаешь, Сашо, понимаешь, что ты строишь образ меня в своей голове? Что ты его всегда строила? Что ничего не поменялось, что поменялось твое отношение ко мне?
– Ну да, Петя, поменялось.
– Но оно же не из-за меня поменялось! Как ты вообще можешь судить о моих поступках! Я вкладываю в них не то, что ты видишь.
И так без конца.
Удобная штука – субъективизм, ага.
Пойду, что ли, почитаю объективистов.